Камчатский
край

Камчатский
край

официальный сайт | English version



Авторизация:

Логин:  

Пароль: 

Бегущая строка

Петропавловск-Камчатский городской округ

Информация Проекты Телефоны Гос.заказ Документы Задать вопрос



Историко-географическая характеристика


Cодержание:

Краткая историческая справка
Краткая природно-географическая характеристика
Наличие и видовой состав лесного фонда
Объекты туристического показа. Инфраструктура туризма

 

 

Краткая историческая справка

 

Город Петропавловск-Камчатский по возрасту оставил позади многих своих собратьев - областные, краевые и республиканские центры России. В дальневосточном регионе он пропустил вперед лишь Якутск, а по сравнению с Хабаровском, Владивостоком и Магада¬ном выглядит древним дедом. Он расположен на берегах одной из живописнейших бухт мира - Авачинской, и его история связана с ней самым непосредственным образом.

Все началось когда-то с открытия Авачинской бухты отрядом из двадцати «служилых», возглавляемым Родионом Преснецовым. Было это в 1703 году, вскоре после присоединения Владимиром Атласовым Камчатки к Русскому государству.

В своем отчете Родион Преснецов больше внимания уделяет подробному описанию всех тягот и передряг самого похода, а о бухте, ее красоте суровый казак не говорит практически ни слова, сообщая лишь, что впадает в нее река «Вавача». Как утверждает историк Б.П. Полевой, первое обозначение на карте лучшей в мире бухты, даже не бухты, а только робких ее признаков, появляется лишь на «Якутской карте» 1710-1711 годов. Достаточно четко «Вавачинская бухта» была нанесена на карту С.У. Ремезовым только в 1713 году.

Название бухты имеет ительменское происхождение и дано рус¬скими по самой крупной реке, впадающей в нее, что соответство¬вало традициям того времени. К.Г. Стеллер (позднее) записал у местных жителей вариант Гшуабач. Есть предположе¬ние, что это искаженное ительменское Кшчуапач («кшчу» - за¬лив, озеро, «апач» - отец).

С тех пор прошло еще несколько десятилетий тишины девст¬венной природы, прежде чем сюда навсегда пришли русские люди.

В начале XVIII века великие петровские преобразования, на¬правленные на усиление морского могущества России, коснулись и далекой Камчатки.

В 1725 году по инициативе Петра I была организована Первая Камчатская экспедиция (1725-1730 гг.), которая основной своей цели - достичь берегов Америки - так и не добилась.

Для выполнения задач Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) была необходима прочная база на Камчатке. Руководитель экспедиции капитан-командор Витус Беринг планировал органи¬зовать базу, как и в первой экспедиции, в Нижнекамчатском ост¬роге, откуда на «Святом Гаврииле» он уже выходил в океан. Но на этот раз построенные в Охотске корабли из-за низкой посадки не смогли бы войти в реку Камчатку, поэтому выбор пал на Авачинскую бухту.

В 1735 году В. Беринг поручает обследовать Авачинскую бухту лейтенанту В. Вальтону. Но тот мало что успевает сделать, и в 1737 году направляется геодезист подпоручик Иван Свис¬тунов и подштурман Емельян Родичев. Задание гласило: «Авачин¬скую бухту вымерять и описать, определить возможности стоянки судов в губе, наличие островов, приливы и отливы».

Родичев и Свистунов создают подробную карту бухты, но и эта карта все же не удовлетворяет Беринга, и в 1739 году он посылает штурмана Ивана Фомича Елагина с командой.

10 июня 1740 года Елагин прибыл на берег Авачинской бухты и выбрал для строительства нового порта место на берегу небольшой укромной бухточки на восточной стороне губы. Выбор был не слу¬чаен. Бухта, которую по имени жившего на ее берегу ительменско¬го Тойона (вождя) назвали Ниакиной, была прекрасной природ¬ной гаванью, надежно укрытой от волнений и обеспеченной пресной водой многочисленных ручьев. Рельеф окружающих берегов, превращающий гавань в естественную крепость, близость устья реки Авачи, где проходил уже знакомый русским путь к Большерецку, административному центру Камчатки. Все эти обстоятель¬ства сыграли решающую роль в определении места строительства порта.

Закладывая в гавани Ниакиной первые строения будущего пор¬та, Елагин одновременно занимался исследованием Авачинской губы. Он составил первую обстоятельную карту с указанием глу¬бин, рельефа берегов, растительности, местных (ительменских) гео¬графических названий.

Уже через три месяца, 20 сентября, Елагин написал рапорт В. Берингу, где сообщил о завершении строительства пяти жилых домов, трех казарм и трех амбаров. К рапорту Елагин приложил карту Авачинской бухты и план гавани Ниакиной, который счита¬ется первым географическим изображением Петропавловской га¬вани и порта.

На плане видно, что И.Ф. Елагин заложил портовые строения на северном берегу гавани, против находившегося на песчаной косе небольшого ительменского села Анкомп (Аушин). Вероятнее все¬го, строительство велось из местного березового и тополевого леса, покрывавшего склоны окрестных сопок. Строителями порта были члены экипажа бота «Святой Гавриил» и умельцы из Верхне- и Нижне-Камчатского острогов.

6 (17) октября 1740 года в Авачинскую губу прибыли пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел» под командова¬нием В.И. Беринга и А. И. Чирикова. Эта дата считается днем основания порта Святых апостолов Петра и Павла. О данном со¬бытии В. Беринг доложил в Петербургскую адмиралтейств-коллегию и отметил, что назвали гавань «... как и пакетботы наши именованы».

Во время зимовки экспедиционных кораблей в Петропавлов¬ской гавани порт продолжал строиться, в частности, было возведе¬но здание церкви. Первое описание Петропавловска той поры при¬надлежит исследователю Камчатки, участнику экспедиции С.П. Крашенинникову: «Там построены преизрядные домы, особливо же великолепно по тамошнему состоянию, строение камчатской экспедиции, ко¬торое стоит около Петропавловской гавани. Вящее еще украшение ему придает церковь с пристойным зданием, что на изрядном мес¬те воздвигнута».

Готовясь к предстоящему плаванию, участники экспедиции: про¬фессор астрономии Петербургской академии наук Л. Делиль де Ла Кройер и геодезист А.Д. Красилышков с помощью астрономи¬ческих наблюдений спутников Юпитера впервые определили гео¬графические координаты Петропавловской гавани. Они соответст¬вовали 53°00’ с.ш. и 127°31’ в.д., от Петербургского меридиана.

4 июня 1741 года пакетботы экспедиции покинули Авачинскую бухту, чтобы найти «Землю де Гама», «проведать» берега Америки и узнать «подлинно ли они американские».

После тяжелого, неудачного плавания к берегам Америки 12 октября 1741 года назад вернулся только пакетбот «Святой Павел», который привел помощник В. Беринга - А.И. Чириков. Эки¬паж пакетбота «Святой Петр» провел вынужденную зимовку на необитаемом острове, получившем впоследствии название Коман¬дорский (остров Беринга), где и умер знаменитый капитан-коман¬дор.

Проведя зиму в Петропавловской гавани, 2 июня следующего, 1742 года, «Святой Павел» отправился в новое плавание на поис¬ки «Святого Петра» - флагмана. Итогом этого похода стало лишь открытие в Тихом океане острова, который был назван в честь Святого Иулиана. Чириков даже не мог подозревать, что это и есть Командорский остров, на котором в то время оставшиеся в живых члены экипажа «Святого Петра» строили из остатков пакетбота новое судно - гукор для того, чтобы вернуться на Камчатку.

Это плавание закончилось 1 июля, а уже 24 августа 1742 года пакетбот «Святой Павел» вновь покинул Авачинскую бухту и ушел в Охотск, чтобы донести до правительства результаты экспедиции и печальную весть о том, что пакетбот В. Беринга пропал без вести.

В развитии исторических событий мелочи и случайности име¬ют подчас решающее значение: буквально через три дня после от¬бытия Чирикова жители Петропавловской гавани встречали остат¬ки экипажа «Святой Петр», прибывшие на построенном гукоре с Командорского острова.

До нас дошел отзыв о Петропавловской гавани, оставленный лейтенантом С.Л. Векселем, заменившем умершего В. Беринга: «В Петропавловской гавани с удобством могут разместиться на зимовку до 20 кораблей. В случае необходимости вполне возмо¬жен проход туда без якорей и снастей, так как грунт там совершен¬но мягкий, а гавань настолько защищена, что никаких аварий опа¬саться не приходится... Короче говоря, это - наилучшая гавань, которую мне приходилось когда-либо видеть в своей жизни…».

Перелом в судьбе будущего города наметился в 1779 году, когда в Петропавловскую гавань зашли суда экспедиции Джеймса Кука. Кстати, это был первый визит на камчатскую землю представите¬лей иностранной державы. Именно с этого периода, в эпоху вели¬ких географических открытий, слава о Петропавловске, как одном из лучших портов Тихого океана, снова, как и во времена Берин¬га, выходит на мировую арену.

В 1787 году в Петропавловской гавани встали на якоря корабли Жана Франсуа Лаперуза «Буссоль» и «Астролябия», и вскоре весь мир снова вспомнит о забытой богом Камчатке и прочтет о Петро¬павловске в знаменитом «Лессепсовом путешествии по Камчатке и по южной стороне Сибири» (Бартелемей Лессепс - курьер Ла¬перуза).

По-разному описывали Петропавловскую гавань Лессепс и по¬сетивший ее в 1789 году на корабле «Слава России» мореплаватель и ученый Г.А. Сарычев. Даже жителей первый насчитал более ста человек, а второй всего ... 34: 11 ительменов и 23 русских. Но все же, главное Б. Лессепс уловил верно: Петропавловск укреплялся, возводил батареи, чтобы закрыть для возможных вражеских судов вход в бухту, оставаясь при этом все таким же маленьким посел¬ком на берегу крупнейшей и красивейшей в мире бухты.

Обостренное внимание Европы к северо-восточным районам Тихого океана и развитие иностранного китобойного промысла и добычи морского зверя в районах владения русской короны заставило русское правительство принять незначительные меры к укреплению Петропавловского порта. В январе 1790 года Екатерина II издала указ о предотвращении «покушения на наши владения» и приведении в обороноспособное положение Петропавловской гавани и Охотского порта. Последствия высочайшего Указа сказались в укреплении Петропавловской гавани шестью батареями и назначением В.И. Шмалева командиром порта.

И вновь наступает затишье в жизни большой бухты и малень¬кой крепости на ее берегу, но на сей раз недолгое.

Существенные изменения в жизни порта происходят в начале XIX века в связи с интенсивным развитием деятельности Россий¬ско-Американской компании и организацией русских кругосвет¬ных и полукругосветных плаваний с Балтики на Тихий океан. Петропавловская гавань, единственный в то время на Дальнем Вос¬токе порт, если не считать крайне неудобного в навигационном отношении Охотска, становится важнейшим пунктом на пути сле¬дования кораблей в Русскую Америку. Плавание И.Ф. Крузенш¬терна, В.М. Головнина, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля и других создали Авачинской губе славу одной из лучших гаваней мира.

Дальнейшее строительство и развитие поселка на берегу живо¬писной бухты связано с 1812 годом, когда Петропавловск был объ¬явлен военно-морским портом России на Тихом океане взамен утратившего к тому времени свое значение Охотска. В Петропав¬ловский порт перевели часть гарнизона и жителей Верхнекамчатска и Нижнекамчатска. Для такого, доселе невиданного множества людей были построены церковь, жилые дома, а гавань «снабжена батареями и казенными зданиями, придающими оной весьма красивый вид».

Первым начальником Камчатки и города (1817-1822 гг.) стал лейтенант флота П.И. Рикорд (впоследствии адмирал).

За время пребывания в должности начальника П.И. Рикорд внес немалую лепту в развитие города. Он учредил лазарет для военнос¬лужащих и больницу для гражданского населения, открыл ремес¬ленное училище с кузнечным, плотницким и слесарным отделе¬ниями. Изменился и облик города. Дома строились в определен¬ном порядке. Жители стали возделывать картофель.

В 1822 году поселение на берегу ковша было возведено в ранг российских городов под названием Петропавловский порт.

При сменившем Рикорда Станицком здесь уже, как и в каждом уважающем себя городе, «находится порядочная библиотека из книг, принадлежащих морскому и духовному ведомствам. Сверх всего ежегодно выписываются почти все русские журналы...». К 1836 году в Петропавловском порту проживало около 900 человек, было 15 казенных и 60 частных домов, семь магазинов (складов). Посте¬пенно Петропавловский порт превращался в крупный междуна¬родный порт на Тихом океане, куда заходили суда китобоев, куп¬цов, научных экспедиций.

В 1840 году начальником Камчатки стал капитан II ранга Н.В. Страннолюбский. В период его правления в 1841 году, как в Сева¬стополе, в полдень стреляла пушка. В этом была необходимость, так как в городе были единственные часы, и те - солнечные. В 1850 году у входа в Авачинскую бухту был построен Петропавлов¬ский маяк, который просматривался с расстояния 30 миль и слу¬жил ориентиром для судов. Он был первым маяком на всем рус¬ском побережье Тихого океана, хотя позд¬нее, в 1897 году, был заново собран из чугунных сегментов.

Представления Н.Н. Муравьева, посетившего Камчатку в 1849 году, о перенесении Охотского порта в Петропавловский показа¬лись царскому правительству убедительными, и в конце 1849 года последовал указ об образовании самостоятельной Камчатской об¬ласти. В соответствии с этим указом Петропавловский порт становился главным портом на Тихом океане. А в начале 1850 года к месту назначения прибыл военный губернатор и командир Петро¬павловского порта капитан I ранга В.С. Завойко. Новый губернатор развернул кипучую деятельность по стро¬ительству Петропавловского порта. С ограниченными средствами, за короткое время он сумел организовать сооружение в порту при¬стани, верфи для постройки каботажных судов, литейные мастер¬ские, новые казармы. Город при нем вырос, но все еще оставал¬ся небольшим, с населением 1594 человека, которые проживали в 116 деревянных домиках. Петропавловский порт представлял типичное по тем временам полувоенное поселение, в котором главное место занимали церковь, казармы, дом губернатора, при¬сутственные места. Город планировалось строить капитально. На кирпичном заводе в бухте Тарья изготавливали кирпич для фундаментов и печей.

Одна из самых ярких страниц в истории города - оборона Петропавловского порта от нападения англо-французской эс¬кадры в 1854 году. Англия и Франция, ведущие спор в Европе, непоследнее место отводили Дальнему Востоку, намереваясь отобрать у России Аляс¬ку и богатые промыслами Алеутские и Командорские острова, побережье Берингова и Охотского морей, проникнуть на Кам¬чатку и Сахалин. Преградой на их пути к достижению желаемо¬го был лишь Петропавловский порт - главная военно-морская база России на Тихом океане. Поэтому одна из объединенных англо-фразцузских эскадр под командованием контр-адмирала Прайса крейсировала в Ти¬хом океане, ожидая объявления войны. С ее объявлением летом 1854 года шесть военных кораблей: фрегаты «Президент», «Пайке», «Форт», «Евридика», бриг «Облигадо» и пароход «Вираго» двинулись к Петропавловскому порту.

Зная о возможном нападении на город, губернатор B.C. За¬войко принимал меры к организации обороны. Но гарнизон располагал малыми силами и слабым вооружением. 19 июня подошла неожиданная подмога: в гавани бросил якорь фрегат «Аврора» под командованием И.Н. Изыльметьева, а на следующий день - корвет «Оливуца». Наконец, 24 июля на военном транспорте «Двина» прибыли 350 солдат из устья Аму¬ра.

К моменту прихода вражеской эскадры численность гарни¬зона, несмотря на существенное пополнение, составляла всего 988 человек. В это число входили 18 русских добровольцев, 36 охотников-камчадалов, экипажи транспорта «Двина» и фрегата «Аврора», на которых было 27 пушек. Силы союзников в не¬сколько раз превосходили их: они насчитывали 2140 человек экипажа и 500 солдат морской пехоты, вооруженных дально¬бойными штуцерами, эскадра на вооружении имела 212 новей¬ших пушек и бомбических орудий.

17(30) августа 1854 года англо-французская эскадра вошла в Авачинскую бухту. Началась героическая оборона города, кото¬рая длилась 10 дней. Дважды враги пытались захватить Петропавловский порт. Они рассчитывали найти здесь незащищенную территорию, которую смогут легко разорить и уничтожить население, но встретились с подготовленными позициями и героизмом русских людей, от¬стаивающих свою землю. Понимая, что победы не добиться, и боясь позора, командующий объединенной эскадрой контр-ад¬мирал Прайс до главных боевых действий покончил жизнь само¬убийством.

Главной ареной боя стала Никольская сопка, где 24 августа силы схлестнулись. Свыше 900 англичан и французов высади¬лись на берег и устремились на сопку. Им противостояли всего около 300 русских воинов. Никольская сопка вместила такое количество людей, какого она еще не видела. На вершине стороны сошлись и схватились врукопашную. Противник бежал, оставив защитникам знамя пол¬ка. Потеряв 450 человек убитыми и ранеными, завоеватели отка¬зались от захвата города и покинули бухту.

Вскоре весь мир узнал о подвиге защитников Петропавловско¬го порта. Камчатцы чтят имена Александра и Дмитрия Максутовых, Ивана Ни¬колаевича Изьшметьева, Семена Удалого, Василия Степановича Завойко, боцмана Фесуна. Их именами названы улицы города, а Никольская соп¬ка стала священным памятником доблести, геройства и мужества русского человека.

Из первого серьезного военного нападения на Петро¬павловский порт были извлечены уроки: принято решение пере¬вести Петропавловский порт в устье Амура, в порт Николаевский. В апреле 1855 года по прорубленному во льду бухты каналу пять судов с портовым оборудованием, боеприпасами, орудиями, иму¬ществом горожан и военным гарнизоном покинули Авачинскую бухту. Одновременно оставила город и гражданское население, переселившись в глубь полуострова. Это произходило перед са¬мым носом возвращающейся усиленной англо-французской эс¬кадры.

Покинутый судами порт, пустой город - вот что весной 1855 года застало здесь увеличившееся войско неприятеля. Сильное вол¬нение, пережитое при подходе к порту, понимание того, что при¬шлось ломиться в открытую дверь, весьма разозлило офицеров, и - неизвестно уже, кому пришла в голову столь истеричная идея - последовал приказ открыть огонь из пушек по пустому городу. Причем, сделать это должны были находившиеся на судах эскад¬ры русские матросы, взятые в плен.

Но и это решение не принесло желаемого удовлетворения. Ис¬тория сохранила имя матроса Семена Удалого, который предпо¬чел славную смерть бесславному делу. Русские отказались стрелять по русскому берегу. Тогда открыли огонь по Петропавловскому порту английские и французские артиллеристы. Город превратился в развалины...

В 1856 году Камчатка теряет свою административную самосто¬ятельность и становится округом Приморской области. Едва под¬нятый из руин Петропавловский порт выглядит маленьким захо¬лустным поселком. В 1867 году ликвидируется Российско-Американская компания, Петропавловск утрачивает для царской Рос¬сии свое былое значение.

И теперь в этом, некогда оживленном и бойком районе Тихого океана жизнь замерла до начала XX века. Петропавловский порт оказался в стороне от морских торговых маршрутов и стал прихо¬дить в упадок и запустение. В 1866 году в газете «Восточное По¬морье» появилась заметка будущего флотоводца С.О. Макарова, в которой отмечалось, что в центре города стоит церковь, с левой стороны ее - дома служащих, а справа - обывателей, что всего домов и построек насчитывалось 121, в которых проживал 471 человек (из них - 208 женщин), и что собак имелось 408, а лошадей – 8.

Город конца Х1Х, начала XX века больше походил на деревню с неказистыми домишками. Он представлял собой одну улицу от Култучного озера до песчаной косы, заросшую травой, непрохо¬димую в ненастье, с ветхими мостиками через сбегавшие с сопок ручьи. Дома были построены из плохого леса, покрыты чаще бе¬резовой корой, в заплатах из жести. Связь с материком была сла¬бой: пароходы из Владивостока успевали сделать только один рейс. В порт заходило до 30 кораблей в год, но в большинстве они были японскими или американскими.

По официальным данным 1896 года в Петропавловске прожи¬вало 393 человека в 74 домах и 1 юрте.

В 1893 году было открыто первое (после Крымской войны) учебное заведение - городское училище.

Следующим большим событием в жизни полуострова стало полученное 22 апреля 1904 года известие о начале русско-япон¬ской войны и, следовательно, возможности нападения японцев на Камчатку. В тот же день был выставлен наблюдательный пост на мысе Сигнальном, откуда хорошо просматривался вход в Ава¬чинскую бухту из океана, и принято решение о формировании народной дружины из казаков, горожан и камчадалов. Подобные дружины были сформированы по всему полуострову и в течение двух лет именно этими силами были отражены все попытки япон¬ской военщины высадиться на камчатских побережьях.

В 1905 году японские военные корабли дважды врывались в Авачинскую бухту, чтобы отомстить за свои поражения на побе¬режьях и на Командорских островах, но не застав никого из жи¬телей города (те предварительно уходили в сопки) грабили дома, а потом (исторические примеры заразительны) расстреливали их из корабельной артиллерии.

После русско-японской войны (1904-1905 гг.) царское прави¬тельство вновь обратило внимание на Камчатку, которой грозила опасность экономического захвата японцами. 17 июня 1909 года была образована Камчатская область, во главе которой стал губер¬натор В.В. Перфильев, наделенный большими полномочиями. С его прибытием в городе начались серьезные перемены: разверну¬лось строительство зданий для присутственных мест и жилья для большого штата чиновников и их семей, встал вопрос о расшире¬нии причалов Петропавловского порта в связи с резким увеличе¬нием числа судов, приходящих в Петропавловск.

В период с 1909 по 1914 год в Петропавловске прибавилось 26 новых строений, появилось здание театра, построенное по проекту инженера-архитектора К.А. Заренека, с именем которого свя¬зан и мемориальный комплекс с часовней на братском кладбище, где были похоронены павшие во время славной обороны Петро¬павловска в 1854 году.

При последнем губернаторе Н.В. Мономахове в городе про¬должалось интенсивное строительство новых домов, увеличива¬лось и число портовых сооружений, главным образом, складских помещений, ибо с каждым годом росло число судов, посещавших Петропавловск. В 1914 году заработала первая на Камчатке частная типогра¬фия Пономарева, жители впервые увидели кино, начался выпуск областной газеты «Камчатский листок», вышла первая книга.

В 1915 году в Петропавловске насчитывалось 1189 человек, из них - 400 китайцев, корейцев, японцев, 200 человек - чиновников с семьями.

В 1916 году губернатору Камчатки был доставлен легковой авто¬мобиль, первый на полуострове. Накануне революции в городе имелись: казенная больница, четырехклассное высшее начальное заведение, двухклассная цер¬ковноприходская школа, окружной суд, мировой судья, местная пешая жандармская команда, часть камчатской казачьей команды и вольнопожарное общество.

Промышленности в Петропавловске не было никакой. Рыбная индустрия города располагала 12 неводами и 26 сетями.

После установления Советской власти Петропавловск-Камчатский (так он стал именоваться с 1924 года) еще долгое десятиле¬тие не развивался, был обыкновенным административным цент¬ром Камчатки.

Началом развития экономики Камчатки (и города тоже) стало создание в июне 1927 года Акционерного Камчатского общества (АКО), целью которого было широкое и, вместе с тем, рациональ¬ное использование больших богатств полуострова. Необходимость создать на практически голом месте свою эко¬номику заставила АКО привлечь капитал. В Петропавловске, на сопке Мишенной вырос новый район, его называли «аковский», так как там находилось правление АКО и первые двухэтажные дома, которые назывались «косые», потому что строились под уг¬лом к улице Ключевской.

С 1928 года начался новый этап в развитии города. Стали за¬рождаться первые промышленные предприятия, улучшаться куль¬турно-бытовые условия граждан. Так, в марте 1928 года дала первый ток электростанция, которая обеспечила током две тысячи лампочек, были построены: новая баня, телефонная станция на сто номеров.

В 30-е годы вырос на Озерновской косе первый механический завод - гордость социалистической индустрии. Тогда же началось строительство крупнейшего предприятия города - судоремонтной верфи. В эти годы в Петропавловске открылось первое научное учреж¬дение - станция морского рыбного хозяйства и океанографии, пре¬образованная впоследствии в КО ТИНРО.

С 1930 по 1938 год город вырос еще на десять улиц. Население к 1939 году составляло 35 тысяч человек.

Военный 1943 год стал годом рождения Петропавловского мор¬ского торгового порта.

В первые послевоенные годы Петропавловск- Камчатский поч¬ти не строился, потому что капитальные средства направлялись, в основном, на восстановление хозяйства в наиболее пострадавшие от войны районы страны. К середине же 50-х годов город протя¬нулся от Дома офицеров флота до хлебозавода (сейчас - поликли¬ника УВД).

Резкий рывок в своем развитии, настойчивое приближение к современности Камчатка начала в 1956 году, когда получила статус самостоятельной области. Быстро стали забываться собачьи упряжки на улицах города, лошадиные повозки, развозившие по магазинам хлеб. Улицы расширились и удлинились, и Петропав¬ловск-Камчатский вдруг размашисто укрепился сначала на берегах Авачинской бухты, а потом пошел навстречу своим стражам - вул¬канам Авачинскому и Корякскому.

В 1959 году в Петропавловске насчитывалось около 80 камен¬ных и кирпичных двух- и трехэтажных домов. В основном же дома были деревянные, одноэтажные, крытые дранкой, толем или шифером.

Если до 60-х годов можно было говорить об изменении архи¬тектуры какого-то отдельного района, о строительстве того или иного здания, то последующие 20 лет Петропавловск-Камчатский стал огромной стройкой. Появились новые дома на улице Влади¬востокской, интенсивно застраивался микрорайон «Зеленая роща», строились дома на 75-м участке. К концу 60-х годов свободные пространства пятого-седьмого километров, улицы Пограничной в основном были застроены. Незаметно исчезли деревянные дома Петропавловска, застроились пустыри на восьмом и десятом километрах. Город из маленького, быстро минуя стадию среднего, стал пре¬вращаться в крупный город Дальнего Востока.

В 70-е годы началось строительство микрорайонов «Зазеркальный» и «Горизонт». В конце 80-х справили новоселье первые жите¬ли нового, перспективного района «Северо-Восток».

Каждый этап истории города отражен в названиях его районов и памятниках. Восемнадцать памятников расположены в черте Петропавловска-Камчатского. Первый из них был создан по инициа¬тиве экипажей кораблей «Открытие» и «Благонамеренный», прибывших в порт в 1821 году, и начальника Камчатки П.И. Рикорда. Это был памятник Витусу Берингу, основателю нашего города, руководителю Первой и Второй Камчатских экспедиций. На их средства он был построен и установлен примерно в 1826 году. По свидетельству историков, это самый старинный памятник на всем Дальнем Востоке, сохранившийся до наших дней.

Два памятника установлены знаменитым мореплавателям, ру¬ководителям кругосветных путешествий - Жану Франсуа Лаперузу и преемнику Джеймса Кука, скончавшемуся в Петропавловске, Чарльзу Кларку. В честь героической обороны Петропавловска от нападения англо-французской эскадры в августе 1854 года созданы памятни¬ки «Слава», «Часовня» и мемориал «Батарея Максутова». Помимо них, в городе ряд памятников и мемориальных досок установлен в честь борцов за Советскую власть, обелиск в сквере Свободы - в честь освободителей Курильских островов, памятник на центральной площади В.И. Ленину и многие другие.

Сложилось так, что от исторического центра города, который охватывает район от Култучного озера до Дома офицеров флота, Петропавловск-Камчатский развивался на северо-запад и юго-вос¬ток, вытягиваясь в одну улицу длиной более 20 километров, свыше пятнадцати раз меняющую свое название. К ней примыкают дру¬гие улицы некогда далеких районов: Индустриального, Красной сопки, АКО, Сероглазки, Моховой, которые сейчас являются со¬ставной частью Петропавловска-Камчатского. Расширение и рост сложившегося городского центра происходили параллельно с раз¬витием этих поселков. Уже позже появились улицы, соединившие населенные пункты воедино.

Сегодня Петропавловск-Камчатский, старейший из го¬родов Дальнего Востока, вписавший яркие страницы в историю Отечества, отметивший свое 265-летие. Петропавловск-Камчатский - это современный, ин¬дустриальный портовый город. Занимае¬мая площадь города составляет 362 кв. км, численность населения - 195,1 тыс. человек (55,9 % населения области). Здесь живут рыбаки, моряки, пор¬товики, строители, судоремонтники, энергетики, транспортники, геолога, ученые и творческая интеллигенция.

В городе - различ¬ные промышленные предприятия, учреждения и организации, учеб¬ные заведения, более 40 школ. Он стал настоящим научным и культурным центром Камчатки. По некоторым направлениям он - единственный научный центр и Дальнего Востока, и России. На его культурную жизнь огромное влияние оказывают театры: дра¬мы, комедии и кукольный, музыкальные школы и училище, му¬зей, картинная галерея, Дома культуры и клубы, целая сеть библи¬отек, кинотеатры и видеосалоны.

Петропавловск-Камчатский прожил долгую и трудную, временами бурную, временами спокойную, но достойную жизнь. И несмотря на то, что город дважды горел - после ухода Второй Камчатской экспедиции и раз¬грома пустого города англичанами и французами летом 1855 года - Петропавловск опять отстраивался на прежнем месте.

История Петропавловска-Камчатского заложила основу его дальнейшего развития.


 

Краткая природно-географическая характеристика


г. Петропавловска-Камчатского

 

Город Петропавловск-Камчатский расположен на восточном побережье Авачинской бухты. Городские земли с севера и северо-запада граничат с территорией Елизовского административного района, с запада омываются водами Авачинской бухты, с востока непосредственно выходят к Тихому океану. Эти территории вытянуты в меридиональном направлении вдоль побережья Авачинской бухты более чем на 25 км.

Город имеет ярко выраженный горный рельеф и его застройка возвышается над уровнем бухты до 250-300 м. Параллельно береговой линии расположен ряд сопок - Мишенная, Петровская, Никольская, Зеркальная и другие, которые придают городу своеобразный живописный силуэт. Со склонов этих сопок раскрываются обширные панорамы водных пространств и горных хребтов с вулканами - Корякским, Авачинским, Козельским, Вилючинским.

Вся территория города разделена на отдельные районы, различные по природно-климатическим и ландшафтным условиям, функциональному использованию и особенностям их зрительного восприятия.

Климат района, в котором расположен город, морской влажный с умеренно холодной снежной зимой, умеренно-теплым влажным летом и солнечной осенью.

Зима длится около 5 месяцев (ноябрь – апрель). Возможны три типа погодных условий. Суровая погода возникает при сочетании низких температур воздуха и штормовых северных ветров. Пурги возможны 1-2 раза в месяц, продолжаясь более 12 часов, сопровождаются резким потеплением, усилением ветра до ураганного и обильными осадками в виде мокрого снега. При восточных ветрах стоит умеренная маловетреная погода.

Лето короткое, длится 2,5 месяца с июля до середины сентября. Наиболее характерный тип погоды - бризовый: теплая солнечная погода в первой половине дня и облачная прохладная - во второй. При прохождении циклонов стоит облачная, ветреная и прохладная погода. Летом возможны периоды теплой солнечной погоды при ветрах с материка.

Годовая суммарная радиация составляет 94,6 Ккал/кв.мм. Годовой радиационный баланс - 34,9 Ккал/кв.см. Продолжительность солнечного сияния - 1797 часов за год.

Средняя температура самого холодного месяца - 8,5-9,0º мороза. С удалением от побережья влияние моря ослабевает. Абсолютный минимум на территории города - 34º мороза. В течение зимы возможны оттепели, повторяемость которых в среднем 10-13 дней. Расчетная температура для проектирования отопления - 20º мороза. Продолжительность отопительного сезона - 259 дней.

Средняя температура самого теплого месяца – августа - 13,5-13,7º тепла. Абсолютный максимум - +35º. Продолжительность периода активной вегетации около 3-х месяцев. Продолжительность безморозного периода - 130-150 дней.

Территория города относится к зоне избыточного увлажнения. В среднем за год выпадает 1200-1600 мм осадков. Большая часть осадков выпадает в холодное время года в виде снега, сопровождаясь обильными снегопадами и снежными заносами.

Петропавловск-Камчатский расположен в одном из самых сейсмоопасных районов страны. Пьедестал городу создан действующими вулканами Авачинско-Корякской группы. Три вулкана царят над округой: Корякский (3456 м), Авачинский (2741 м), Козельский (2189 м). Их южный и западный склоны окаймлены мореными отложениями ледников.

Рельеф суши в районе Петропавловска-Камчатского образован в результате активных тектонических движений вулканической деятельности. О неугасшем природном дыхании напоминают горячие источники, находящиеся на территории поселков Паратунка и Термального, и частый парок фумаролы над кратером Авачинского вулкана. Но и на территории Петропавловска-Камчатского есть совсем незаметные движения земной тверди: одни районы малоподвижны - пос. Моховая, Сероглазка; другие опускаются - район Морского порта (на 1-2 мм в год); третьи поднимаются - район Красной Сопки (на 6-7 мм в год).

При рассмотрении строения почвы в ближайших окрестностях города резко выделяются многочисленные прослойки вулканических пеплов. Количество этих прослоек, их толщина, размеры частиц, минералогический состав изменяются в зависимости от расстояния до вулканов и частоты их извержений, преобладающих ветров, геологической истории района.

На территории, прилегающей к городу Петропавловску-Камчатскому, найдены проявления металлов (меди, цинка, свинца), серы, месторождения стройматериалов и термальных вод.

 

 
 

Наличие и видовой состав лесного фонда

 

Фонд городских лесов на северо-западе граничит с землями Пионерской сельской администрации. На севере территория соприкасается с границей Елизовского сельхоза. С востока примыкают земли селитебной части города. На юго-востоке граница проходит по урезу воды Авачинского залива до реки Авачи.

Общая площадь лесов Петропавловск-Камчатского городского округа составляет 13 170 га из 36 214 га земель, оказавшихся в границах города. Лесистость административного района в зоне городских лесов составляет 82 %. Таким образом, 36 % земель города Петропавловска-Камчатского заняты лесами.

Городские леса характеризуются преобладанием каменноберезовых лесов (73 % всех покрытых лесом земель) и пышным травяным покровом. Эти леса располагаются на не заболоченных равнинах и образуют нижний пояс в системе вертикальной зональности. Значительно меньшая площадь занята пойменными лесами из ольхи (11 % всех покрытых лесом земель) и ивы. Выше пояса каменноберезовых лесов произрастают кедровый и ольховый стланики (16 % всех покрытых лесом земель). Вблизи берега моря и по долинам рек развита луговая и болотная растительность.

Подлесок развит слабо и представлен рябиной, ивой, жимолостью Камчатской, шиповникам, а на границе леса в верхней части лесного пояса - рододендроном Камчатским.

В ландшафтном отношении территория городских лесов очень разнообразна: горный и подгорный, равнинный ландшафты, речные долины, болота. Наиболее распространенным является предгорный ландшафт, который характеризуется разнообразием эстетических форм.

Наиболее пейзажную выразительность имеют средневозрастные и приспевающие каменоберезники на Петровской сопке. С вершины сопки открывается пейзаж на вулканы: Авачинский, Корякский, Козельский. Древесная растительность представлена, в основном, березой каменной с подлеском из рябины, шиповника, жимолости, спиреи, кедрового стланика.

Территория городских лесов в районе озера Банное представлена грядой невысоких сопок (до 150 м над уровнем моря) со склонами 15-20°, которые покрыты древесно-кустарниковой растительностью. Здесь преобладают береза каменная в примеси с ольховым стлаником, спиреей, шиповником.

Разреженность древостоя, слабо развитый подрост и подлесок дают право называть леса г. Петропавловска-Камчатского «парковыми», то есть наиболее приемлемыми для отдыха горожан. Все леса Петропавловска-Камчатского отнесены к I группе лесов и имеют огромное экологическое, оздоровительное и рекреационное значение.

Объекты животного и растительного мира Петропавловск-Камчатского городского округа, включенные в Красную книгу Камчатской области, определены в соответствии с Постановлением губернатора КО № 550 от 21.12.2006 г. «Об утверждении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу Камчатской области».


 

Объекты туристического показа. Инфраструктура туризма

 

Анализ природных и социально-экономических предпосылок развития туризма, как отрасли хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа, позволяет сделать следующие выводы:

  • город, как в целом и Камчатка, имеет разнообразные, в том числе уникальные природные ресурсы для туризма, способные удовлетворять широкий спектр потребностей приезжающих туристов, а также и населения;
  • развитие туризма не противоречит общим приоритетам в природопользовании, может повысить экономический потенциал города;
  • удобное географического положение и наличие в будущем достаточного транспортного сообщения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: Японии, КНР, Кореи, США, Канады. Расположение на путях следования международных авиарейсов и круизных судов;
  • возрастающий интерес к путешествиям по Камчатке иностранных и отечественных туристов;
  • стабилизация политико-экономической ситуации в стране; активизация потока туристов в странах АТР; эффективная позиция туристских фирм в распространении информации на внешнем и внутреннем рынках о потенциале развития туризма на Камчатке.

К факторам, сдерживающим развитие туризма, относятся:

1. Отдаленность Камчатки от обжитых районов России, Европы и других районов мира; высокие транспортные тарифы, составляющие до 70 % стоимости туристического пакета. Слабо развитая внешняя и внутренняя транспортная сеть.

2. Сложные погодно-климатические условия и, в связи с этим, краткая продолжительность летнего сезона – основного для приема туристов.

3. Неразвитость туристической инфраструктуры города и области в целом.

4. Отсутствие финансирования отрасли на федеральном и областном уровнях, льготного кредитования и налогообложения туристических фирм, вкладывающих средства в развитие материальной базы туризма.

5. Слабая работа по привлечению средств иностранных и российских инвесторов в развитие инфраструктуры туризма.

6. Чрезмерно сложная система получения разрешений и согласований, необходимых для заходов иностранных круизных судов в Петропавловский порт и следования вдоль берегов Камчатки, Командорских и Курильских островов с высадкой на берег.

Город, как и Камчатка в целом, имеет потенциал для существенного увеличения числа туристов при условии решения инфраструктурных вопросов и обеспечения разумного уровня цен. Ключевым фактором привлекательности региона и города может быть только природный аспект, использование которого требует активной маркетинговой политики. Учитывая характер воздействия туристической экономики на социально-экономическую ситуацию в городе, сектор туристических услуг можно рассматривать как одну из «точек роста» экономики Петропавловска-Камчатского.

В г. Петропавловске-Камчатском находится 7 памятников культуры и истории федерального значения. Здесь расположены областной краеведческий музей, научный музей института вулканологии ДВО РАН, этнокультурные центры коренных народов Камчатки, историко-культурные комплексы и т.п. На главной площади города Театральной находится здание единственного на Камчатке театра драмы и комедии.

Кроме того, в городе находятся лыжная база «Лесная» и 2 горнолыжные базы - «Красная Сопка» (три трассы) и «Эдельвейс» (одна трасса).

На территории г. Петропавловска-Камчатского предоставляют услуги 8 гостиниц, способных одновременно разместить 459 человек, что явно недостаточно, особенно в летний период. В связи с этим в городе прово¬дится целенаправленная работа по развитию гостиничных комплексов, а именно: привле¬чение частных инвестиций в проекты реконструкции и строительства гостиниц и гостиничных комплексов; продвижение гостиниц города на российский и международный рынок туризма; привлечение международных и крупнейших российских гостиничных се¬тей к управлению гостиницами. Учитывая территориальную специфику г. Петропавлов¬ска-Камчатского, городу необходимы в первую очередь гос¬тиницы делового класса четыре звезды.

Также в Петропавловске-Камчатском действует 218 точек общественного питания на 10 300 мест. Наибольшей популярностью пользуются рестораны современного формата (европейская кухня - «Колизей», восточная – «Корея-Хаус», «Ямато», грузинская – «Сванский двор»). Подавляющая часть предприятий общественного питания находится возле производственных предприятий и других учреждений, а также в жилой части города, поэтому фактически не вовлечена в туристическую инфраструктуру.

В городе формально функционирует около 2 000 предприятий розничной торговли, что является очень высоким показателем. Однако, несмотря на такое количество точек продаж, магазинов и супермаркетов современного формата с широким ассортиментом продукции - немного (супермаркеты - «Шамса», «Пирамида», «Арбат», «Славянский», магазины - «Камадор» и «Белочка»).

В Петропавловске-Камчатском есть несколько точек продажи сувенирной продукции, однако их недостаточно в центральной части города, особенно возле исторических мест. Кроме того, небольшой размер и разбросанность таких точек приводят к узости и однообразию ассортимента. Значительным улучшением ситуации, помимо создания дополнительных магазинов и палаток, может быть создание рынка сувенирной продукции (торговых рядов), где свой товар могут предлагать как специализированные фирмы, так и местные мастера.


 

(c) Использование материалов возможно при условии обязательной ссылки на
официальный сайт Правительства Камчатского края

количество просмотров -  | дата последнего обновления -

[Главная] [Назад] [Печать]

Официальный сайт
Регистрационная информация
Представительный орган
Устав
Карта
Историко-географическая характеристика
Программа комплексного социальноэкономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа
Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности
Паспорт
Перечень подведомственных учреждений и организаций
Памятники
Проект ДКЦП «Первоочередное расселение граждан из общежитий, расположенных на территории г. Петропавловска – Камчатского на 2010-2015 годы»
Почётные граждане















карта сайта



нормативная
правовая база



Независимая антикоррупционная
экспертиза проектов НПА



Поиск по сайту:

    

Подписка на новости:

    

Правительство Камчатского края: контакты    

т. 8(4152) 41-20-91, ф. 8(4152) 42-35-03, mail: 41region@kamgov.ru